|
Муниципальное бюджетное учреждение "Муниципальный архив г.Тобольска" |
|
Колокольный звон одна из ярких черт русской жизни, издавна он имел не только богослужебное значение. С его помощью сообщали о важных событиях: предупреждали о приближении неприятеля или пожаре, собирали народ на вече, приветствовали почетных гостей, размеряли время. Искренне полюбив колокольный звон, народ стал связывать с ним все радостные и печальные события жизни. Колокол для православных верующих церковная святыня, которую необходимо чтить и оберегать, а колокольный звон – украшение храма.
Тобольский кремль – уникальный комплекс исторических и архитектурных памятников, самым высоким сооружением которого является соборная колокольня. Самый большой тобольский колокол весил 1011 пудов 22 фунта, был отлит в 1738 году при митрополите Антонии Стаховском, на Тагильском заводе Акинфия Никитича Демидова. 500 пудовый и в 293 пуда 4 фунта колокола отлиты в Москве Иваном Моториным, при сибирском митрополите Павле I. Колокола в 103 пуда – и 40 пудов – подарок царя Фёдора Алексеевича, сына Алексея Михайловича и Марии Милославской. В 1593 году, при тобольских воеводах Федоре Михайловиче Лобанове-Ростовском и Михаиле Васильевиче Ноздреватом в город прибыл угличский медный колокол (вес 19 пудов 20 фунтов), которого в Тобольске именуют «первоссыльным неодушевленным». В Угличе субботним днем 15 мая 1591 года сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия. Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия. Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей
в 1592 году сослал в Сибирь. Набатный колокол, которому к тому времени, по сведениям преданий и летописных источников, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили с колокольни, вырвали язык, отрубили ухо, наказали на площади ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Исследователь XIX столетия М.И. Пыляев, в своей работе «Старое житье. Исторические колокола» (1897г.) называет его «Углицкий карноухий» и отмечает его уникальность в историческом отношении из привезенных в Сибирь колоколов. Указывает, что Борис Годунов ссылает одушевленных угличан в Пелым, а неодушевленного, с отсечением уха, без языка и битого плетьми в Тобольск. Российский историк Иван Васильевич Щеглов в «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг.» (1883г.), освещая события за 1593 год упоминает о прибытии в Тобольск сосланного туда, с отсечением уха, в наказание за возмущение жителей Углича, при кончине 8-летнего наследника престола царевича Дмитрия, младшего сына царя Ивана IV Грозного - 15 мая 1591 года. Сообщает также и о том, что на колоколе имелась надпись: «Сей колокол, в который били в набат, при убиении царевича Дмитрия, в 1593 году прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку, во град Тобольск, к церкви Всемилостивого Спаса, что на торгу, а после на Софийской колокольне был часобительный».
Сведения, касающиеся первоначального размещения угличского колокола в Тобольске, разнятся. Исследователь В.В. Дронова в статье, посвященной Благовещенскому храму, одному из старейших городских церквей нижнего посада, упоминает что в ограде данной церкви несколько лет находился ссыльный угличский колокол. Практически все имеющиеся краеведческие источники информируют о пребывании ссыльного колокола на звоннице Спасской церкви в верхнем городе, а затем о более позднем его перемещении на соборную колокольню Кремля. В 1837 году, по распоряжению архиепископа Афанасия, колокол был снят оттуда и повешен возле Архиерейского дома, под небольшим деревянным навесом. Целью последнего перемещения было то, чтобы показать, если потребуется, эту историческую достопримечательность посетившему, в 1837 году Тобольск, наследнику престола, цесаревичу Александру Николаевичу. К восточному фасаду Архиерейского дома, располагающегося на Софийском дворе тобольского кремля в 1833-35 годах был пристроен каменный алтарь (по проекту губернского архитектора Петра Прамана), так как в самом здании размещались два храма: церковь во имя всех Святых и сошествия Святого Духа. Здесь же, со стороны восточного фасада дома, на месте деревянного шатра, уже в 60-х годах XIX века была возведена небольшая квадратная колоколенка с золоченым шпилем, где разместили знаменитый угличский колокол. М.И. Пыляев, в статье «Старое житье. Исторические колокола» (1897г.), ссылаясь на публикацию в 40-х годах XIX века в «Ярославских губернских ведомостях», сообщает, что существует предположение, будто этот колокол не настоящий. А действительно углицкий по какому-то случаю разбился и его перелили, но ухо отсекли и у вновь отлитого, как было у его прообраза. Но здесь же автор пишет, что в 1882 году был в Тобольске, и лично видел этот колокол. Внимательно осматривал его и пришел к выводу что поверхность колокола очень старая и от древности сама медь серого цвета, надпись же несомненно более поздняя. Таким образом, автор не допускает ни малейшего сомнения в подлинности находящегося в Тобольске колокола. Делает отсылку к летописям и преданиям тобольским, которые говорят, что это действительно тот самый колокол, которым, в 1591 году, в роковой день, 15-го мая, соборный сторож Максим Кузнецов и вдовый священник Федот, прозванием Огурец, встревожили мирный Углич. В декабре 1849 года в Угличе впервые возникла мысль о возвращении ссыльного колокола. Местные жители, около сорока человек, обратились с ходатайством к министру внутренних дел графу Перовскому с просьбой о высочайшем разрешении на возвращения из Тобольска на их счет колокола. По докладу министра, император повелел: «Удостоверясь предварительно в справедливости существования колокола в городе Тобольске и по отношении с обер-прокурором просьбу сию удовлетворить». Министр провел переговоры с обер-прокурором, и, по предложению которого, Синод обратился с вопросом о колоколе к тобольскому архиепископу Георгию. Из ответа на этот вопрос тобольского преосвященного Георгия выяснилось, что в Тобольске при крестовой Святодуховской церкви Архиерейского дома действительно находится колокол, названный ссыльным, и что в сочиненной в Тобольске книге, под названием «Краткое показание о сибирских воеводах», есть известие о его присылке, в 1593 году в Тобольск. Затем Синод сделал предписание Ярославской духовной консистории «собрать самовернейшие сведения о том колоколе, о возвращении которого из Тобольска просят углицкие граждане». Консистория, указом от 25 июля 1850 года, сделала предписание Угличскому духовному правлению, в котором было поручено обратить внимание на архив правления. Но в хранящихся там бумагах «ничего положительного об означенном колоколе неизвестно», о чем епархиальное начальство сообщило Синоду. Синод, рассмотрев приведенные сведения о колоколе нашел их неудовлетворительными, и в своём определении от 11 мая 1851 года, объявил, что информация не подтверждает мысль, что колокол есть тот самый, этим закончилась первая попытка возвращения колокола. В 1888 году, в Угличе, в среде граждан снова возникла инициатива о возвращении колокола. В Санкт - Петербург отправился выбранный от городской думы господин Леонид Соловьев просить о возврате его из Тобольска. Его старания увенчались успехом. После длительной переписки и получения разрешения императора Александра III, в связи с приближающимся 300-летием ссылки, колокол «амнистировали». Делегация угличан забрала колокол из Тобольска, выплатив 600 рублей, и 20 мая 1892 года был торжественно встречен в Угличе.
Тобольский историк Н.Л. Коньков в труде «История Азиатской России. Тобольские воеводы конца XVI – начала XVIII вв.» указывает, что колокол из Углича «растопился «без остатку» в пожаре 1677 года. В настоящее время, в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, в музее истории управления Сибирью расположенном во Дворце наместника, находится макет колокола, выполненный из папье-маше, варшавским студентом Флорианом Ляхмайером. В 2017 году, на средства современных благотворителей была отлита точная копия ссыльного колокола из Углича, сейчас она находится на колоколенке у Архиерейского дома.
Источники: Любченко И.В., Е.А. Пальянов.
|
|||||||||
|