Инетрнет-выставки

Муниципальное бюджетное учреждение

"Муниципальный архив г.Тобольска"

 

         

 

Новости

Фонды

НСА

Методические пособия

Законодательство

Библиотека

Услуги

Гостевая книга

Наши координаты

Бланки заявлений

Тарифы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

назад

 

              «Тобольский ссыльный  протопоп   Аввакум»

К 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

 

«Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше».

Протопоп Аввакум

 

 

Протопоп Аввакум был одной из самых удивительных  и неоднозначных фигур XVII века. Это уникальный случай, когда в одной личности отразилась эпоха, разграничившая Россию средневековую, по преимуществу религиозную, — и новое светское государство с культурой и политической структурой иного типа.  

Аввакум Петров родился в 1620 году под Нижним Новгородом за рекой Кудьмой, в селе Григорово, в семье потомственного бедного священника Петра Кондратьева из Нижегородского уезда. В 15-летнем возрасте Аввакум лишился отца. По указанию матери женился в 17 лет на обедневшей четырнадцатилетней сироте, дочери кузнеца Анастасии Марковне. В ней он нашел верного друга своей многострадальной жизни, у них родилось 5 сыновей и 3 дочери.

В 1642 году в возрасте 21 года Аввакум был рукоположен в диаконы,   в 1644 году поставлен в попы, став священником села Лопатицы близ Макарьева. Здесь устоялась в нём та строгость убеждений, которая определила в дальнейшем его подвижничество и аскетизм — прихожан своих Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за разные пороки, а священников — за плохое исполнение церковных правил и предписаний.

В молодости Аввакум Петров общался со многими книжными людьми того времени, в том числе и с Никоном, тем самым, который впоследствии стал инициатором церковных реформ, приведших к расколу. Однако до поры до времени их пути разошлись. Никон уехал в Москву, где быстро вошел в кружок приближенных к молодому царю Алексею Михайловичу, Аввакум стал священником села Лопатицы. Сначала в Лопатицах, затем в Юрьевце-Подольском Аввакум проявил себя таким строгим и нетерпимым к человеческим слабостям попом, что неоднократно был бит собственной паствой. Он прогонял скоморохов, обличал грехи прихожан в храме и на улице, однажды отказался благословить боярского сына за то, что тот бреет бороду.

Спасаясь от разгневанных прихожан, протопоп Аввакум с семьей перебрался в Москву, где надеялся найти покровительство у своего давнего приятеля Никона и ближнего царского окружения.  В Москве по инициативе Никона, ставшего Патриархом, началась церковная реформа, однако Аввакум стал  лидером ревнителей старины.  В сентябре 1653 года Аввакум, написав к тому времени ряд резких челобитных царю с жалобами на церковные нововведения и не стесняясь выступать против действий Никона публично,  был брошен в подвал Андроникова монастыря на трое суток без еды и воды. После того как царь Алексей Михайлович уговорил патриарха Никона не совершать постриг над протопопом Аввакумом, протопопа Аввакума отвели в Сибирский приказ и отдали дьяку Третьяку Башману, в обязанности которого входила отправка  опального священника из Москвы в Тобольск.

В черновом отпуске проезжей грамоты намечены следующие пункты, через которые должен был следовать протопоп Аввакум в Тобольск: Переславль-Залесский, Ярославль, Вологда, Тотьма, Устюг Великий, Соль Вычегодская, Кайгород, Соль Камская, Верхотурье, Туринский острог, Тюмень. Выехав из Москвы 17 сентября 1653 года, подводы с семейством Аввакума находились в пути почти три с половиной месяца. Немало лишений пришлось вынести за это время семье ссыльного протопопа.

Портрет архиепископа Сибирского

 и Тобольского Симеона во время управления Сибирской и Тобольской епархией в 1651-1664 годах

Картина художника С. Милорадовича

"Путешествие Аввакума по Сибири" , 1898 год

Аввакум в своем «Житие протопопа Аввакума» писал:

«Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути».

В Тобольске Аввакума встретил самый радушный прием как со стороны духовных, так и от светских властей. Местный архиепископ Сибирский  и Тобольский Симеон, будучи земляком Аввакума и сторонником идей ревнителей благочестия, к опальному протопопу «тогда добр был» и не спешил насаждать в своей епархии никоновские новины. В 1654 году архиепископ Симеон устроил Аввакума  «к месту», назначив его протопопом Вознесенского собора. Это была вторая после кафедрального Софийского собора протопопская должность в сибирской столице. Тем самым ссыльный протопоп занял по местным меркам достаточно высокое положение.  Владыка Симеон часто приглашал его к себе, совершал вместе с ним богослужение, а тобольские воеводы даже укрывали Аввакума у себя  в покоях после многочисленных ссор и перепалок с тоболяками, в которые неукротимый протопоп вступал с легкостью и по любому поводу.  К тому же он пользовался покровительством тобольского воеводы князя Василия Ивановича Хилкова.

Дом Аввакума, в   котором   ежедневно    совершались    богослужения и звучали проповеди, привлекал к себе истинных ревнителей благочестия, становившихся духовными детьми и верными последователями опального протопопа. 

Сохранилось предание, что жил Аввакум в Знаменском монастыре, а служил при Пятницкой  и Никольской церквях. Когда в 1656 году тобольским духовенством был получен новый церковный служебник, то Аввакум не стал вести службу по нему, но неоднократно посещал другие церкви, где служба велась по новому уставу. Вот как он сам описывает свою борьбу с нововведениями в Тобольске: «С приезду смотрел у них просформисание дважды или трижды в алтаре у жертвенника стоя, а сам им ругался; а как привык ходить так  и ругатца не стал-то жалом, духом антихристовым и ужалило было».

 

Знаменский монастырь, в котором жил Аввакум со своей семьей

Никольская церковь, в которой служил Аввакум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Священнический крест протопопа Аввакума

В Тобольске Аввакум продолжал проповедовать, обличая и укоряя Никона. Отстаивая старое русское православие, Аввакум вёл на новом месте борьбу за нравственную чистоту своих прихожан, последовательно проводя   в жизнь идеи кружка боголюбцев и ревностно заботясь о церковном благочинии.

Деятельность протопопа Аввакума вызывала недовольство тоболяков. Лидером недовольных горожан стал архиерейский служитель Иван Струна. Горожане  хотели посадить протопопа в мешок и утопить  в Иртыше (самый действенный метод на те времена избавления от неугодных). От расправы Аввакума защищало только покровительство владыки Симеона.

Во время отъезда Симеона по служебной надобности из Тобольска, Струна собрал горожан для того, чтобы разобраться с Аввакумом. Протопоп со служителями заперся в церкви Спаса, которую окружила толпа. В церковь, под предлогом переговоров, Аввакум разрешил войти Ивану Струне и двум его товарищам. Едва они вошли в храм, двери за ними захлопнулись. В центре церкви Аввакум поставил  Струну на колени и по-простецки отхлестал кожаным ремнем, после взял покояние и отпустил.

Когда Симеон вернулся в Тобольск, Иван Струна побежал к нему жаловаться на протопопа. Вопреки ожиданиям Струны, архиерей его сторону не принял и велел посадить в яму. Струна каким-то чудесным образом сбежал и отправился к воеводе Петру Бекетову, закричав с порога «Слово  и дело государево», что означало дело государственной важности. Бекетов  с казаками пошли разбираться с Симеоном. Пришли в Софийский собор, где шла служба и встали на пороге, начали шуметь, ругаться. Само собой  Симеон разозлился на столь неподобающее поведение. В гневе архиепископ проклял Струну и Петра Бекетова. Воевода пришел домой, лег на постель   и отправился в мир иной.

 В конце XVII века церковь сгорела (штат пожарных тогда был сформирован плохо, тушить постоянные пожары не успевали), вскоре церковь была восстановлена, но просуществовала в новом виде совсем недолго. В 1709 году при митрополите Филофее Лещинском рядом с деревянным был заложен новый каменный храм. Оплатил постройку нового храма купец Стефан Третьяков. После революции 1917 года церковь была закрыта. В 1930-е годы - обезглавлена. Именно в таком виде она и сохранилась до наших дней.  В советские годы там находился ЗАГС. Позднее - иконописная мастерская.  

Фото Спасской церкви 2019 год

Фото Спасской церкви 2019 год

 В мае 2019 года православные тоболяки вышли на уборку мусора с территории храма Спаса Нерукотворного - старейшего в нашем городе, и к сожалению, разрушенного, где произошла стычка  Аввакума Петрова и Ивана Струны.  Субботник прошел в рамках фестиваля "Добрый Тобольск".  В акции приняли участие около 40 человек, которые собрали более 4-х тонн мусора. Вместе трудились представители общественных организаций, студенты Иконописной школы, неравнодушные прихожане.  Работы вокруг храма велись в течение месяца. Организаторами субботника были представители общественной организации ТОБОО «В защиту жизни. Тобольск».

 Как некогда в Лопатицах, а затем в Москве, Аввакум и в сибирской ссылке продолжал исцелять больных и бесноватых. Об одном из таких случаев чудесного исцеления, произошедшем во время пребывания протопопа в Тобольске, он рассказывает в своем «Житии».

                                                                               Аввакум писал:

Страницы "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное"

«Привели ко мне бешанова, Феодором звали. Жесток же был бес в нем. Соблудил в Велик день, празник наругая, да и взбесился, жена ево сказывала. И я в дому своем держал месяца з два, стужал об нем Божеству, в церковь водил и маслом освятил, — и помиловал Бог: здрав бысть и ум исцеле. И стал со мною на крылосе петь, а грамоте не учен, и досадил мне в литоргию во время переноса. Аз же ево в то время на крылосе побив, и в притворе пономарю велел к стене приковать. Он же, вышатав пробой, взбесился и старова больши; и ушед к большому воеводе на двор, людей розгоняв и сундук разломав, платье княинино на себя вздел — в верху у них празнует, бытто доброй человек. Князь же, от церкви пришед и осердясь, велел многими людми в тюрму ево оттащить. Он же в тюрме юзников бедных перебил и печь розломал. Князь же велел в село ко своим ево отслать, где он живал. Он же, ходя в деревнях, пакости многия творил. Всяк бегает от него, а мне не дадут воеводы, осердясь. Я по нем пред Владыкою на всяк день плакал: Бог было исцелил, да я сам погубил. Посем пришла грамота с Москвы: велено меня на Лену ис Тобольска сослать. Егда я на реку в Петров день в дощеник собрался, пришел ко мне бешаной мой Феодор целоумен; на дощенике при народе кланяется на ноги мои, асам говорит: “Спаси Бог, батюшко, за милость твою, что пожаловал, помиловал мя. Бежал-де я по пустыни третьева дни, а ты-де мне явился и благословил меня крестом; беси-де и отбежали от меня. И я-де и ныне пришед, паки от тебя молитвы и благословения прошу”. Аз же, окаянный, поплакал, глядя на него, и возрадовахся о величии Бога моего, понеже о всех печется и промышляет Господь: ево исцелил, а меня возвеселил. И поуча ево и благословя, отпустил к жене ево в дом. А сам поплыл в ссылку, моля о нем света-Христа, да сохранит ево от неприязни впредь. Богу нашему слава!»

Картина художника Е.Д.Мальцева

"Протопоп Аввакум с семьей в ссылке"

 В 1656 году патриарху Никону стало известно  о совершаемых   в Тобольске «обличениях» Аввакума, и он приказывает перевести его на Лену в Енисейск, а затем с отрядом казаков в область Даурию на Амур, так называли в ту пору Забайкальские земли, куда непреклонный Аввакум  и выехал из Тобольска со всей своей семьей.

Сибирская ссылка длилась 10 лет. За это время Аввакум и его семья прошли путь от относительно благополучной жизни в Тобольске до страшной Даурии. Аввакум никак не желал смирять своего сурового, неуступчивого нрава, повсюду обличал грехи и неправду прихожан, в том числе и самых высокопоставленных, гневно клеймил нововведения Никона, которые достигали Сибири, и в результате оказывался все дальше и дальше от обжитых земель, обрекая себя и семью на более тяжелые условия жизни. В Даурии он оказался в составе отряда воеводы Пашкова. Про отношения  с этим человеком Аввакум написал так: «То ли он меня мучил, то ли я ево, не знаю». Пашков не уступал Аввакуму в суровости и крутости характера, и, похоже, поставил целью сломать упрямого протопопа, но не тут-то было. Аввакум, неоднократно битый, обреченный на зимовку в «студеной башне», страдающий от ран, голода и холода, смиряться не желал и продолжал клеймить своего мучителя.

  В 1663 году Аввакуму разрешили вернуться в Москву.   Возвращаясь из Даурии, он какое-то время в 1663 году проживал   в Тобольске. Теперь он более решительно обличал церковные нововведения и, соответственно, священников, считая, что вскоре вернется на свое место.                               

  По возвращении Аввакума из Сибири в 1663 г. (Никона уже не было в Москве, он был в опале), царь, по словам протопопа, встретил его «яко ангела», дал место, звал к себе в духовники и чуть было не направил «на печатном дворе книги править». Впрочем, очень скоро стало ясно, что дело не в личной вражде между Аввакумом и Никоном, а в том, что Аввакум являлся принципиальным противником всей церковной реформы и отвергал возможность спасения в Церкви, где служат по новым книгам. Алексей Михайлович сначала увещевал его, лично и через друзей прося его угомониться и прекратить обличение церковных нововведений. Однако терпение государя все же лопнуло, и в 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где продолжил свою проповедь, очень горячо поддержанную в народе. В 1666 году Аввакума привезли в Москву на суд. Для этой цели специально был созван церковный собор. После долгих увещеваний и препирательств Собор постановил лишить его сана и «опроклинать» (лишить сана). Аввакум в ответ немедленно наложил на участников собора анафему.

 Аввакум был расстрижен, наказан кнутом и сослан в Пустозерск.  За него заступались многие бояре, просила даже царица, но тщетно.

 В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет. Вместе с ним отбывали наказание и другие видные деятели раскола: Лазарь, Епифаний и Никифор.

Картина художника В.Е.Нестерова

"В землянке"

                          

Книги о протопопе Аввакуме Петрове

 

 

В Пустозерске, в холодной яме, в кромешной тьме, при багровом дымном свете лучины мятежный протопоп писал многочисленные послания христианам, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах Руси, челобитные царю и другие сочинения. Там же он написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Эта книга стала не только ярчайшим документом эпохи, но и одним из самых значительных произведений допетровской словесности, в котором Аввакум Петров предвосхитил проблематику  и многие приемы более поздней русской литературы.

         

         

 

 

            В 1681 году протопопа обвинили в распространении писаний, направленных против царя и высшего духовенства. Молодой царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. В Пустозерск пришел грозный приказ: «За великие на царский дом хулы» сжечь в срубе Аввакума и его товарищей.

          

 

 

Картина П.Е. Мясоедова

"Сожжение протопопа Аввакума", 1897 год

Деревянный памятник на предполагаемом месте сожжения старца

 

 

 

 

 

 

14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, Аввакум, поп Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний были сожжены в срубе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Аввакум являлся не бунтарем с оружием в руках, а человеком мыслящим, обладающим зрелой свободой совести, готовым платить за нее жизнью. И при всех поворотах и сменах настроений в обществе мы веками оборачиваемся к этому человеку, шагнувшему из Средневековья в Новое время и научившему нас думать и говорить самостоятельно.

 

Современная старообрядческая икона.

Иконописец И.Никольская

Памятник протопопу Аввакуму в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области. Скульптор В.М.Клыков, 1988 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

- Кирилл Кожурин. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. 2011 год;

- Аввакум Петров. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс].- URL:http//www.ru.wikipedia.org;

- Вячеслав Софронов. Тобольский узник. Страницы истории Западной Сибири [Электронный ресурс].- URL:http//www.tobolsk.vsofronov.narod.ru;

- "Тоболяки прибрали территорию храма, где служил протопоп Аввакум" [Электронный ресурс].- URL:http//www.tobolsk.bezformate.com.

 

Архив интернет-выставок

 

Яндекс.Метрика